В этой статье разъясняется новое положение о дополнительном поощрении участников игр-конкурсов. |
На прошедшем 6-7 сентября 2018 года инструктивно-методическом семинаре для организаторов и координаторов конкурсов в районных (городских) органах управления образованием общим собранием членов Общественного объединения «Белорусская ассоциация «Конкурс» было принято решение об изменении порядка дополнительного поощрения участников игр-конкурсов.
Напомним, что ранее дополнительными призами за высокий результат награждались 10% участников, показавших лучшие результаты в районе (призы 1-3 степеней), и 10% участников, которые показали лучшие результаты в своих учреждениях образования (приз 4 степени). В соответствии с основным принципом проведения конкурсов "Главное – не победа, а участие" и согласно новым критериям дополнительного поощрения учащихся, за которые единогласно проголосовали все представители районов на семинаре, общее количество дополнительных призёров сохраняется в размере 20%. Призы 1-3 степеней упраздняются, остаётся единый приз «За высокий результат». Число участников, награждаемых дополнительным призом, составит 20% теперь уже от числа участников из соответствующей параллели учреждения образования, при условии, что количество участников не менее 3 человек.
Например, в СШ №N в игре-конкурсе приняли участие 6 учащихся третьего класса, 2 четвероклассника, 17 пятиклассников и 36 шестиклассников. Дополнительными призами в этой школе будут поощрены один третьеклассник, три пятиклассника и семь шестиклассников.
Случается, что на дополнительные призы претендуют несколько участников, набравших одинаковое количество баллов. В такой ситуации будет применено правило математического округления.
Например, из шести участников-третьеклассников (см. предыдущий пример) двое набрали одинаковое количество баллов, разделив 1-2 места и претендуя на один приз за высокий результат. В данном случае оба участника будут поощрены дополнительным призом. Если бы на один приз претендовали трое ребят с одинаковым количеством набранных баллов, то в соответствии с протоколом результатов ни один из них не получил бы дополнительное поощрение, но на параллель третьих классов был бы выделен один приз «за высокий результат», который бы вручался по решению учителя-организатора конкурса в школе.
Для полноты понимания приведём ещё один пример.
Для параллели шестиклассников с тридцатью шестью участниками полагается семь призов «За высокий результат» (та же СШ №N из первого примера). Рейтинг результатов распределился таким образом, что места с 6 по 10 делят пять участников с одинаковым количеством набранных баллов. В такой ситуации дополнительными призами будут награждены только участники, занявшие места с 1 по 5, так как на оставшиеся два дополнительных приза претендуют сразу пять участников.
Нововведения связаны с тем, что в последние годы, к сожалению, участились случаи нарушения правил организации и проведения игр-конкурсов в некоторых учреждениях образования, особенно в начальной школе. Имели место случаи, когда первоклассники и второклассники массово «выполняли» задание полностью (на 120 баллов), в то время как средний балл по стране в этих параллелях был в 2-3 раза ниже, а средние и старшие классы этого же учреждения показывали очень скромные результаты или вовсе не принимали участия в игре-конкурсе. Это приводило, во-первых, к несправедливому распределению призов среди участников одного и того же района, а во-вторых, расследование таких случаев с отвлечением от основной работы организаторов, наблюдателей, администрации учреждения и даже работников органов образования намного увеличивало сроки подведения окончательных итогов. Правление объединения и республиканский оргкомитет во исполнение решения общего собрания и с целью улучшить организацию и проведение игр-конкурсов, исключить по возможности нарушения правил самими участниками, а также с целью повысить ответственность непосредственных организаторов в учреждениях образования разработали новый порядок дополнительного поощрения участников. В случае подобных нарушений, т. е. при большом количестве участников, показавших одинаково высокие результаты, количество дополнительных призов не увеличится.
Например, в игре-конкурсе приняли участие 22 учащихся одной параллели, десять из них показали максимально высокие результаты, разделили между собой 1-10 места и в равной степени претендуют на 4 приза за высокий результат. По правилу математического округления никто из них не должен был бы получить дополнительный приз, но тогда вся параллель осталась бы без дополнительного поощрения. Принято решение, что в таких случаях на параллель будут выделены призы за высокий результат в количестве 20% от числа участников (в данном примере – 20% от 22 – это четыре приза), однако призы напротив фамилии награждаемых участников указываться в протоколах не будут. В такой ситуации задачей организатора и его помощников будет выяснить, кто из ребят работал самостоятельно и честно заслужил награду, принять решение о вручении этих дополнительных призов, объяснить участникам игры-конкурса и их родителям причины «массового успеха» и обосновать выбор тех, кому эти призы достанутся.
Таким образом, в отсутствие наблюдателя значительно возрастает роль организатора конкурса и его помощников в учреждении образования. От того, насколько ответственно и добросовестно они отнесутся к проведению мероприятия, будет зависеть объективность результатов участников и их поощрение. Также в интересах самих участников соблюдать правила и требования организаторов, чтобы конкурс проводился в честной и справедливой борьбе, чтобы не было потом проблем с распределением призов. Напоминаем, что программа обработки результатов производит автоматическую дисквалификацию участников из одного учреждения образования, выполнявших одно и то же задание, при полном совпадении всех вариантов верных и неверных ответов на все вопросы игры-конкурса. Странички всех игр-конкурсов в разделе Организаторам содержат памятки организатору конкурса в учреждении образования и его помощнику по кабинету (классу). Соблюдение всех пунктов памяток позволит избежать нарушений и разочарований после подведения итогов соревнования.
Всякое нововведение всегда сопряжено с трудностями. Понятно, что ни одно положение, ни одна программа обработки результатов и распределения призов среди десятков тысяч участников не могут предусмотреть всех возможных реальных ситуаций. Игры-конкурсы в учреждениях образования проводятся на полном доверии участникам и их организаторам. К сожалению, это доверие не всегда и не всеми оправдывается, что и вынуждает республиканский оргкомитет искать пути более объективного подведения итогов, справедливого распределения призов и минимизации возможных нарушений.
На начальном этапе нововведений у участников и организаторов конкурсов могут возникать вопросы, что уже и произошло с появлением на сайте предварительных результатов конкурсов «Глобусёнок» и «Инфомышка» и отсутствием на сайте данной статьи. Надеемся, что с помощью самих участников и организаторов в учреждениях образования мы сможем исключить те отрицательные моменты в проведении конкурсов, которые имели место до сих пор. Ваши предложения можно направлять на страничку «Вопрос– Ответ» сайта.
В завершение приходится напомнить два основных момента, связанных с организацией и проведением игр-конкурсов. Во-первых, главная их цель – развитие и поддержка интереса к изучаемым в школе предметам, а не выявление, в первую очередь, победителей, которые, конечно же, как и во всякой игре должны быть, но они должны быть настоящими. Во-вторых, игры-конкурсы проводятся не за счет спонсоров, а на организационные взносы самих участников. Именно поэтому важна роль самих участников и организаторов в учреждениях образования в соблюдении правил игры и требований инструкций, что связано со справедливым распределением дополнительных призов.
Республиканский оргкомитет надеется на полное взаимопонимание и желает всем участникам успехов в предстоящих конкурсах и достижения желаемых результатов в честной игре.