Кенгуру Буслiк Зубренок Колосок Лингвистенок Журавлик Инфомышка Белка Глобусенок Синица Олимпионок Кентаврик

Результаты игры-конкурса "Зубрёнок-2018"

07.03.2018

Зубрёнок

Подведены итоги игры-конкурса по физике "Зубрёнок-2018". Конкурс проводился 18 января 2018 года. Всего в нем приняло участие 34 442 учащихся из 2 050 учреждений образования Республики Беларусь.

Античные ученые, стремясь дать цельную картину мира, стали основателями системы знаний о природе — физики. Понимание процессов, происходящих в природе, постоянно развивается. Благодаря важным открытиям развивается не только сама физика, но и другие естественные науки. Выдающийся британский физик Эрнест Резерфорд говорил: «Все науки о природе делятся на физику и коллекционирование марок».

В этом учебном году в игре-конкурсе по физике «Зубрёнок» участвовали 34 442 учащихся, что на 2583 меньше по сравнению с предыдущим годом. В процентах это уменьшение по стране составило 7%. Снижение численности участников произошло во всех регионах за исключением столичной области. Наибольший процент уменьшения количества участников (20,6%) отмечен в столице, городе Минске. Далее следуют: Могилевская область – 9,6%; Брестская область (хоть и ежегодно является лидером по количеству учащихся, пожелавших участвовать в конкурсе) – 6,3%; Витебская и Гродненская области – по 5,5%; Гомельская область – 1,8%. Только в Минской области число участников конкурса увеличилось на 2,5%. Количество участников по регионам отражено на диаграмме:

Зубрёнок

В конкурсе приняли участие также и 524 ученика нескольких школ Российской Федерации.

Игра-конкурс «Зубрёнок» проводилась по пяти вариантам заданий: для 7, 8, 9, 10 и 11 классов. Проверить свои знания в столь сложной науке решили и 10 шестиклассников. Распределение участников конкурса по параллелям следующее:

Зубрёнок

Ниже на диаграммах приведены данные о проценте участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Уровни сложности в 3, 4 и 5 баллов всех тридцати вопросов задания для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов, на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла.

Успешность выполнения задания для 7 класса, над которым трудились и шестиклассники, отражена на следующей диаграмме.

Зубрёнок

Из-за недостаточного условия задача №8 задания не оценивалась. Самым лёгким для участников этой возрастной группы стал вопрос задания №26 (71% правильных ответов). Большинство ребят смогли объяснить биологическое явление с помощью знаний законов физики и правильно ответили на вопрос, зачем во время жары собаки высовывают язык. Самой сложной оказалась задача №2 на определение изменения скорости точки. Большинство участников посчитали, что, если время движения уменьшилось на 20%, то и скорость уменьшилась на 20%, хотя, даже не проводя расчёты, должно быть понятно, что для преодоления такого же расстояния за меньшее время скорость должна увеличиться. На втором месте по популярности стал вариант ответа, что скорость увеличилась на 20% (ребята догадались, что скорость должна возрасти, но не стали утруждать себя математическими расчётами). Лишь 13% участников не поленились применить формулу и разделить расстояние на уменьшенное время и получить правильный ответ – скорость увеличилась на 25%.

Диаграмма с процентами правильных ответов на вопросы задания для учащихся 8 класса:

Зубрёнок

Наиболее успешно ребята справились с вопросом задания №10. 47% учащихся смогли правильно выразить мощность двигателя в единицах СИ. Меньше всего правильных ответов получено от участников на вопросы №8 (4% правильных ответов). Решая задачу, ребята не обратили внимание на то, что мешки не поднимали на высоту, а опускали, т.е. работа силы тяжести положительна, а работа хозяина, опускающего мешки – отрицательна.

Информация о выполнении задания учащимися 9 класса:

Зубрёнок

Лидером по количеству правильных ответов стал вопрос задания №10. 52% участников правильно ответили, что акселерометр – это прибор для измерения ускорения. А вот с решением задачи №23 на определение сопротивления резистора в цепи справились 13% ребят, эта задача оказалась самой сложной для девятиклассников.

Статистические данные о выполнении задания учащимися 10 класса:

Зубрёнок

Наибольшее количество правильных ответов получено на вопрос №16. 54% участников правильно ответили, что психрометр – это прибор для измерения влажности воздуха. Самой сложной для десятиклассников стала задача №3 (9% правильных ответов) про скорость «зайчика» от луча лазера на стене.

Информация о выполнении задания учащимися 11 класса:

Зубрёнок

Для одиннадцатиклассников самым лёгким стал вопрос задания №25 о колориметрии (54% правильных ответов). Меньше всего правильных ответов (11% участников) было дано при решении задачи №10 о периоде обращения звезд.

Из представленных диаграмм видно, что задания по физике были сложными. Очень мало задач, процент правильных ответов на которые превышает 50%. В заданиях для 7 и для 9 классов таких задач по три, в заданиях для 10 и 11 классов – по одной, а в задании для 8 класса таких задач вообще не оказалось. Уровень сложности заданий в целом характеризует и средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:

Зубрёнок

Заметим, выполняя эти же задания, российские участники, очевидно, более мотивированные и подготовленные, показали и более высокие результаты. Средний балл по каждой параллели оказался выше: 6-7 классы – 62; 8 класс – 57; 9 класс – 56; 10 класс – 43; 11 класс – 52.

Напоминаем участникам и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 1 месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.

Каждый участник может посмотреть выполненное задание, проанализировать его, провести работу над ошибками. Для зарегистрированных участников появилась возможность собрать в личном кабинете результаты их участия в играх-конкурсах. После того, как результаты конкурса станут окончательными, на странице выполненного участником задания будет размещена кнопка Добавить в личный кабинет. В разделе Участие в играх-конкурсах личного кабинета вы сможете не только создать список конкурсов, в которых принимали участие, с быстрым доступом к просмотру выполненного задания, но и получить электронные варианты свидетельств участника.

Организаторы и авторы заданий надеются, что оригинальные и нестандартные задачи понравились участникам конкурса, что после работы над ошибками будут найдены ответы к нерешенным задачам, и ребята с интересом и успехом будут изучать физику. Тех ребят, которые остались недовольны своими результатами, хотим приободрить словами гениального физика Альберта Эйнштейна: «Все это так не потому, что я такой умный. Это все из-за того, что я долго не сдаюсь при решении задачи». Не сдавайтесь и вы! Возможно, вы и не станете гениальными учеными, но сможете развить умение решать задачи – одно из шести качеств творческой личности по мнению Г.С. Альтшуллера, изобретателя, писателя-фантаста, автора теории развития творческой личности и теории решения изобретательских задач.

Оргкомитет поздравляет всех участников игры-конкурса "Зубрёнок-2018". Каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты в своем районе и в учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами.

Благодарим всех, кто организовал и провел конкурс для ребят.

Желаем всем успеха! Новые исследования обнаруживают новые загадки и явления. Несмотря на огромный объём накопленных знаний, современная физика еще очень далека от того, чтобы объяснить все явления природы. Возможно, в будущем кто-то из вас примет участие в удивительных открытиях.

Поделиться: