Подведены итоги конкурса «Инфомышка-2017». Игра-конкурс по информатике «Инфомышка-2017» проводилась 19 октября 2017 года. Всего в соревновании приняло участие 35 748 учащихся из 2 121 учреждения образования Республики Беларусь. |
Достижения нашей страны в сфере развития информационно-коммуникационных технологий уже широко известны за рубежом. Потребителями программного обеспечения, разработанного компаниями-резидентами Парка высоких технологий, являются мировые корпорации, концерны, холдинги, товаропроизводители. Белорусские ИТ-специалисты известны во всём мире. Полагаем, что участники игры-конкурса по информатике – это будущие специалисты высокотехнологичных отраслей, программисты, инженеры, изобретатели.
В этом году в конкурсе «Инфомышка» приняли участие 35 748 учащихся нашей страны. Это на 3 235 меньше по сравнению с прошлогодним конкурсом. Уменьшение количества участников наблюдается во всех регионах страны. Наибольшим количеством учащихся, которые решили проверить свои знания по информатике, представлен Минск. Следующая диаграмма отображает распределение участников по регионам:
В конкурсе приняли участие и ученики нескольких школ Российской Федерации, а также школы при Посольстве России в Дании.
Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп учащихся: 3-4-х, 5-6-х и 7-9-х классов. Проявили интерес к конкурсу и приняли в нем участие несколько первоклассников и второклассников, а также учащиеся 10-11-х классов. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:
На диаграммах ниже приведены данные о том, каков процент правильных ответов получен от участников на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов (3 балла, 4 балла и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напоминаем, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ, по количеству участников, ответивших на них правильно. Десятка наиболее лёгких вопросов (восемь для учащихся 3-4 классов), на которые правильно ответили наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 (8) наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 (8) вопросов оцениваются по 4 балла.
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов самыми юными участниками, первоклассниками и второклассниками, отражена на следующей диаграмме:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 3 класса:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 4 класса:
Как видно из диаграмм, не все вопросы задания оказались одинаково сложными для участников из разных параллелей. Так, вопросы №№7, 9, 13, 15, 16, 20 и 22 оценены для участников из разных параллелей в разное количество баллов. Следует отметить, что небольшое количество самых юных и продвинутых участников с некоторыми вопросами справились не хуже, а порой даже лучше, чем старшие ребята. Так, в сравнении с учащимися 3 класса, первоклассники и второклассники в процентном отношении ответили лучше на вопросы №№1 и 3, а на вопросы №№2, 5, 7, 18 и 19 ответили одинаково успешно. В сравнении с учащимися 4 класса, первоклассники и второклассники успешнее ответили на вопрос №13, а одинаково успешно – на вопрос №19. При этом учащиеся 3 класса по сравнению с четвероклассниками были более успешны в ответе только на вопрос №10 и одинаково успешны при ответе на вопрос №19. Однако для всех участников, выполнявших это задание, самым лёгким стал вопрос №2, а наиболее сложным – вопрос №19. На вопрос №2 об устройстве, предназначенном для набора текста, правильный ответ дали по 80% учащихся 1-3 классов и 89% участников-четвероклассников. Лидером по количеству неправильных ответов стал вопрос №19 – логическая задача о скорости движения лифта. Большинство участников выбрали в качестве правильного вариант ответа А), правильно вычислив, что подъём на один этаж выполняется за 3 секунды, но забыли учесть 2 секунды для «разгона» в начале движения лифта и торможения в конце движения. Только по 5% участников из каждой параллели учли эту временную поправку и правильно решили эту задачу. На удивление мало участников правильно ответило и на вопрос №10 об отсутствующих листах в книге. Большинство участников выбрали в качестве правильного вариант ответа В) , используя для вычисления номера страницы количество листов, забыв при этом, что каждый лист – это две страницы.
Информация об успешности выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 5 класса:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 6 класса:
В этом задании все вопросы имели одинаковую степень сложности для учащихся обеих параллелей и оценены в одинаковое количество баллов, однако, на вопросы №№2, 6 и 16 в процентном отношении пятиклассники, несмотря на то, что ещё не изучают предмет «Информатика», отвечали лучше шестиклассников. Наибольшее количество правильных ответов получено на первый вопрос задания. 79% пятиклассников и 83% шестиклассников разгадали ребус. Сразу 3 вопроса вызвали наибольшее затруднение у пятиклассников (по 23% правильных ответов). Это вопросы №10 (о слиянии двух слов в одно путём нажатия клавиш Backspace и Delete), №18 (о схеме, отражающей отношения между множествами) и №29 (определение направления движения мыши по двум последовательно полученным оптическим сенсором изображениям). Удивительно, но для шестиклассников самым сложным (23% правильных ответов) оказался вопрос задания №16 о минимальном количестве кликов мыши для вычисления значения выражения в программе CALC (калькулятор).
Статистика о выполнении задания для 7-9-х классов учащимися 7 класса:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 8 класса:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 9 класса:
В этом задании в разное количество баллов для участников из разных параллелей оценены вопросы №№7, 8, 16, 20 и 22. Примечательно, что на вопрос №15 (о том, как стал выглядеть текст после двойного нажатия сочетания клавиш Shift+F3) участники, учащиеся 7 класса, ответили лучше и восьмиклассников, и девятиклассников. Одинаково успешно с восьмиклассниками семиклассники справились при ответе на вопрос №20. Восьмиклассники в процентном отношении «обошли» девятиклассников при ответе на вопрос №24, а одинаково успешно справились с вопросами №№1, 5, 8, 19 и 28. Расшифровка ребуса из вопроса №1 не вызвала затруднений: 91% семиклассников и 92% восьми- и девятиклассников легко справились с этой задачей. А вот вычисления в шестнадцатеричной системе счисления стали серьёзной проблемой для большинства участников – на вопрос №29 правильный ответ смогли дать лишь 9% семиклассников, 11% восьмиклассников и 15% учащихся 9 класса.
О сложности заданий в целом можно судить по среднему баллу по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:
Участникам «Инфомышки», обучающимся в 10-11-х классах, хотим напомнить, что выполнив задание для 7-9-х классов, при просмотре своих результатов они смогут увидеть только сумму набранных баллов. Места по школе и в регионах для этих участников не определяются. Напоминаем также, что дополнительные призы за высокие результаты предусмотрены только для участников 1-9-х классов. Участники, обучающиеся в 10-11-х классах, получают только приз «для всех».
Анализ протоколов с предварительными результатами, к сожалению, позволил выявить случаи нарушения правил игры некоторыми участниками и отдельными организаторами конкурса «Инфомышка-2017» в учреждениях образования. Как следствие, отдельные участники и учреждения образования были дисквалифицированы, т.е. результаты их не могут быть засчитаны как высокие и получить они смогут только призы «для всех». Анализ самых высоких результатов по восьми параллелям участников «Инфомышки» показал, что из 32 участников, занявших 1-3 места, результаты 17 не подтверждены подписями наблюдателей из других учреждений, а из 80, занявших 1-10 места в своих параллелях, таких результатов 39. В связи с этим обращаем внимание районных организаторов-координаторов на необходимость присутствия наблюдателей в первую очередь в тех учреждениях, в которых много участников с высокими результатами. Иначе как можно расценивать результаты 150 участников одного из районов, в котором одно из учреждений с 15 участниками, без наблюдателя, забирает все 15 призов, которые должны быть вручены лучшим в каждой из параллелей данного района. Такое, конечно, возможно, но только при соблюдении правил. Следует сказать, что при разговоре с некоторыми из организаторов конкурсов в УО иногда выясняется, что ни правил, ни требований памяток для организаторов и их помощников они не изучали. С целью улучшения ситуаций, связанных с нарушениями правил участниками и требований памяток организаторами в отдельных учреждениях образования, а также для лучшего информирования о них районных организаторов-координаторов, по итогам будущих конкурсов мы будем высылать на их электронные адреса списки участников, показавших высокие результаты по каждой параллели в отдельно взятом районе. Считаем, что это поможет, в первую очередь, в работе с талантливыми детьми, а во вторую, уменьшит, а возможно и исключит случаи нарушения правил, а значит и неуважительного отношения к другим участникам и своим коллегам.
Напоминаем участникам и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 1 месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.
Каждый участник может посмотреть выполненное задание, проанализировать его, провести работу над ошибками. Для зарегистрированных участников появилась возможность собрать в личном кабинете результаты их участия в играх-конкурсах. После того, как результаты конкурса станут окончательными, на странице выполненного участником задания будет размещена кнопка Добавить в личный кабинет. В разделе Участие в играх-конкурсах личного кабинета вы сможете не только создать список конкурсов, в которых принимали участие, с быстрым доступом к просмотру выполненного задания, но и получить электронные варианты свидетельств участника.
Благодарим учителей, организаторов в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые добросовестно организовали и провели игру-конкурс.
Оргкомитет поздравляет всех участников конкурса "Инфомышка-2017". Каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты в своем районе и в учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами.
Валерий Цепкало, основатель и экс-руководитель ПВТ, считает: «Три столпа успеха ИТ в Беларуси — образование, образование и еще раз образование».
Желаем ребятам покорения новых образовательных вершин и упорства в достижении поставленных целей.