Подведены итоги конкурса "Белка-2016". Игра-конкурс "Белка-2016" проводилась 25 ноября 2016 года. Всего в соревновании приняло участие 36 707 учащихся из 2 214 учреждений образования Республики Беларусь. |
Химия прочно вошла во все сферы нашей жизни. Это наука, которая кормит, поит, одевает, обувает, лечит, строит, облегчает труд человека, экономит его время, помогает добывать полезные ископаемые, позволяет создавать материалы, которых нет в природе. Химия предоставляет огромные возможности, но при этом требует грамотного и ответственного их применения. Знания этого школьного предмета будут полезны каждому, независимо от избранной в будущем профессии.
В этом году в игре-конкурсе по химии приняли участие 36 707 учащихся, что на 4 918 больше количества участников прошлогоднего конкурса. Увеличение количества участников произошло во всех регионах. Наибольшим количеством ребят, которые решили проверить свои знания, участвуя в игре-конкурсе «Белка», представлен г. Минск. Распределение участников по регионам отражено на диаграмме:
Как и в прошлом году, в «Белке» приняли участие ребята из-за рубежа: учащиеся девяти учреждений образования из восьми регионов Российской Федерации и, впервые, – школьники из Узбекистана.
Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп: для учащихся 7, 8-9 и 10-11 классов. В конкурсе принял участие и один пятиклассник. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:
Ниже на диаграммах приведены данные в процентах о количестве участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов (3 балла, 4 балла и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов, на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла.
Успешность выполнения задания для 7-го класса, над которым трудился и пятиклассник, пожелавший проверить свои знания, отражена на следующей диаграмме:
Лучше всего юные химики справились с ответом на вопрос №7 о посуде из химической лаборатории, правильный ответ на него дали 86% ребят. Самым сложным оказался вопрос №27, на который правильно ответить смогли только 10% участников.
Успешность выполнения задания для 8-9-х классов учащимися 8-х классов отражена на диаграмме ниже:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 9-х классов:
Как видно из диаграмм, вопросы задания №19, 20, 24, 25, 26 и 28 оценены для 8-х и 9-х классов в разное количество баллов. Интересно отметить, что на вопросы №2, 5, 6, 8, 16 и 21 учащиеся 8 класса отвечали также успешно как и девятиклассники, а на вопросы №1, 7, 11, 19, 20, 23, 26, 29 и 30 даже лучше более старших товарищей. Наибольшее количество правильных ответов восьмиклассники дали, отвечая на вопрос задания №8 о монете, которая притягивается магнитом (64%), а у девятиклассников самым лёгким стал вопрос №9 о веществе, которым по версии Конан Дойля была намазана собака Баскервиллей (67% правильных ответов). Самым сложным вопросом для обеих возрастных групп стал вопрос задания №4 об образовании пены при засыпании концентрированной серной кислоты смесью соды и мыла (7% и 9% правильных ответов соответственно).
Успешность выполнения задания для 10-11-х классов учащимися 10-х классов:
Успешность выполнения этого же задания учащимися 11-х классов:
В этом задании также есть вопросы, которые оценены в разное количество баллов для участников из разных параллелей. Это вопросы №1, 3, 13, 16, 23 и 29. Примечательно, что десятиклассники в процентном отношении на многие вопросы дали правильных ответов больше в сравнении с выпускниками. Так, более успешно учащиеся 10 класса справились с ответами на вопросы №6, 7, 8, 9, 11, 14, 16, 18, 19, 20, 22, 26 и 29, а на вопросы №2, 4 и 13 отвечали одинаково успешно с одиннадцатиклассниками. Самым простым для этих возрастных категорий участников оказался вопрос №6 о химических свойствах вещества. На него правильно ответили 76% десятиклассников и 73% одиннадцатиклассников. Меньше всего правильных ответов учащиеся 10 класса дали на вопрос №28 о кристаллической решётке оксида (10%), а учащиеся 11 класса – на вопрос №7 о гетерогенных смесях (11%).
То, что десятиклассники на большинство вопросов задания отвечают лучше одиннадцатиклассников, вызывает некоторое удивление. Ведь те из выпускников, кто готовится сдавать ЦТ, участвуя в наших конкурсах, получают дополнительную возможность подготовиться к его выполнению. Мы будем признательны учителям химии и организаторам «Белки», которые выскажут нам по этому поводу свои соображения.
Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:
Средний балл и анализ предварительных результатов конкурса говорят о том, что задания были непростыми для участников. Это подтверждает и тот факт, что никто из участников не смог набрать 150 максимальных баллов, что, в общем, и предполагают авторы заданий и оргкомитет конкурса. Вопросы возникают по другому поводу. Имена лучших учащихся по их успехам в учебе и выступлениям на олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях известны не только в учреждениях и отделах образования, но, возможно, даже и в республике. Когда организаторы конкурсов, где есть такие ребята, не выполняют требований памяток и инструкций, когда имеют место нарушения правил игры самими участниками, иногда массово, дисквалификационная комиссия и оргкомитет имеют право не засчитывать результаты, и в этой ситуации иногда наказываются и страдают лучшие из участников. В подтверждение сказанного приведем следующие цифры. Из 54 участников «Белки» (всего 36707), которые сделали в задании по 1-3 ошибки, результаты 25 из них не подтверждены подписями наблюдателей из других учреждений района. Это дает право оргкомитету не засчитать практически половину высоких результатов участников. Таким образом получается, что лучшие учащиеся в стране могут оказаться лишенными заслуженных мест и призов. А происходит подобное по причине нарушений правил игры, как участниками, так и организаторами.
С сожалением отмечаем, что и на этот раз не обошлось без нарушений. Из-за случаев нарушения правил дисквалификационная комиссия приняла решение не засчитать результаты некоторых участников и нескольких учреждений образования.
Напоминаем участникам, их родителям и организаторам конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными. Через месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.
Благодарим всех координаторов, организаторов и их помощников, которые добросовестно, с соблюдением требований и правил игры, организовали и провели конкурс. Благодарим также родителей, которые добровольно оказывают помощь учителям их детей.
Поздравляем всех ребят, принявших участие в игре-конкурсе "Белка-2016". Каждый участник получит приз «для всех», а каждый пятый, то есть 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своем районе и учреждении образования, будут поощрены дополнительными призами.
Всем участникам конкурса желаем успехов в учебе, в изучении химии, реализации их планов.