Результаты конкурса «Инфомышка-2016»

30.11.2016

Инфомышка

Подведены итоги конкурса «Инфомышка-2016». Игра-конкурс по информатике «Инфомышка-2016» проводилась 20 октября 2016 года. Всего в соревновании приняло участие 38 983 учащихся из 2 225 учреждений образования Республики Беларусь.

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. Информационные технологии являются важным стимулом развития самых разных сфер деятельности человека и вряд ли можно назвать область, где они не используются.

Радует то, что число ребят, которые интересуются этой стремительно развивающейся областью человеческого знания и ее практическим применением, растёт. В этом году в конкурсе приняли участие 38 983 учащихся нашей страны, что на 2808 больше по сравнению с прошлогодним конкурсом. Как и в прошлом году, изъявили желание и приняли участие в «Инфомышке» учащиеся из нескольких учреждений образования Российской Федерации.

Увеличение количества участников наблюдается во всех регионах страны. Наибольшим количеством учащихся, которые решили проверить свои знания по информатике, представлен Минск. Следующая диаграмма отображает распределение участников по регионам:

Инфомышка

Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп учащихся: 3-4-х, 5-6-х и 7-9-х классов. Интерес к конкурсу проявили также некоторые второклассники, а также учащиеся 10-11-х классов. Распределение участников конкурса по классам представлено на следующей диаграмме:

Инфомышка

На диаграммах ниже приведены данные о том, каков процент правильных ответов получен от участников на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов (3 балла, 4 балла и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по количеству участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов (8 для учащихся 3-4 классов), на которые правильно ответили наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 (8) наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 (8) вопросов оцениваются по 4 балла.

Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 3-х классов, над которым трудились и второклассники, отражена на следующей диаграмме:

Инфомышка

Успешность выполнения этого же задания учащимися 4-х классов:

Инфомышка

Как видно из диаграмм, не все вопросы задания оказались одинаково сложными для участников из разных параллелей. Так, вопросы №18 и №23 оценены для участников из разных параллелей в разное количество баллов. Однако для всех участников этой возрастной группы самым лёгким стал вопрос №16, а наиболее сложным – вопрос №9. На самый лёгкий вопрос №16 о местонахождении жёсткого диска правильно ответили 76% самых юных участников и 83% участников-четвероклассников. На вопрос №9 о том, какое из устройств не является разновидностью компьютера, правильно ответить смогли лишь 18% второклассников и третьеклассников и 16% четвероклассников. Интересно отметить, что более юные участники справились с этим вопросом успешнее ребят, старших по возрасту.

Информация об успешности выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 5-х классов:

Инфомышка

Успешность выполнения этого же задания учащимися 6-х классов:

Инфомышка

В этом задании в разное количество баллов для участников из разных параллелей оценены вопросы №7 и №17. Лидером по количеству правильных ответов стал вопрос задания №12 – 88% пятиклассников и 92% шестиклассников знают, что изучает информатика. На удивление мало участников ответило правильно на вопрос №16 о минимальном количестве нажатий клавиши Shift. Интересно, что в процентном отношении пятиклассники дали больше правильных ответов, чем шестиклассники (5% и 4% соответственно), хотя изучать предмет «Информатика» на уроках начинают с 6-го класса. Большинство пятиклассников в качестве правильного выбрали вариант ответа Г. Они посчитали, что для написания каждой прописной (заглавной) буквы необходимо всякий раз нажимать клавишу Shift. Шестиклассники (40%) также выбрали вариант Г, а 30% участников этой параллели указали вариант ответа Б, зная, что можно набирать прописные буквы, удерживая нажатой клавишу Shift. Лишь немногие участники догадались, что можно ввести все прописные буквы, только один раз нажав и удерживая клавишу Shift, а затем в нужные позиции текста вставить строчные буквы. Забегая вперёд, отметим, что аналогичный «коварный» вопрос стал самым сложным и для участников всех старших параллелей (в задании для 7-9-х классов – №14).

Статистика о выполнении задания для 7-9-х классов учащимися 7-х классов:

Инфомышка

Успешность выполнения этого же задания учащимися 8-х классов:

Инфомышка

Успешность выполнения этого же задания учащимися 9-х классов:

Инфомышка

Анализ приведённых на диаграммах статистических данных показывает, что и в этом задании один и тот же вопрос задания представляет неодинаковую степень сложности для участников из разных параллелей. Так в разное количество баллов для участников разного возраста оценены вопросы №13, №21, №24, №25, №27 и №30. Примечателен вопрос задания №21 о служебном слове языка программирования Pascal: для участников, учащихся 7 классов, этот вопрос вошёл в десятку сложных, пятибалльных вопросов; для учащихся 8 классов вопрос был лёгким и оценён в 3 балла, а для участников-девятиклассников этот вопрос вошёл в число средних по сложности четырёхбалльных вопросов. Следует отметить, что со многими вопросами младшие по возрасту семиклассники справились не хуже, а порой даже лучше, чем старшие ребята. Так, в сравнении с учащимися 8-х классов, семиклассники в процентном отношении отвечали лучше на вопросы №3, №4, №5, №22 и №24, а на вопрос №12 ответили одинаково успешно. При сравнении процентов правильных ответов учащихся 7-х и 9-х классов также выявлены вопросы, на которые семиклассники отвечали успешнее девятиклассников: №3, №4 и №22, а также одинаково успешно выполненные вопросы: №2, №5 и №16. Сравнительный анализ ответов восьмиклассников и девятиклассников также показал, что с вопросами №2, №4, №16, №20 и №21 более юные участники справились лучше, а на вопросы №1 и №30 отвечали также успешно, как и девятиклассники. Для учащихся 7-9-х классов самым лёгким стал вопрос задания №2 на определение иконок – символов социальных сетей (91% правильных ответов у семи- и девятиклассников и 92% – у восьмиклассников). Семиклассники также успешно справились и с вопросом №4 об определении вида информации. На этот вопрос, так же как и на вопрос №2, правильно ответили 91% участников. Для всех участников этой возрастной группы самым сложным оказался вопрос задания №14 о минимальном количестве нажатий клавиши Shift, аналогичный тому, который мы рассматривали ранее, при анализе ответов участников из 5-6-х классов.

О сложности заданий в целом можно судить по среднему баллу по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:

Инфомышка

Участникам «Инфомышки», обучающимся в 10-11-х классах, хотим напомнить, что выполнив задание для 7-9-х классов, при просмотре своих результатов они смогут увидеть только сумму набранных баллов. Места по школе и в регионах для этих участников не определяются. Напоминаем также, что дополнительные призы за высокие результаты предусмотрены только для участников 2-9-х классов. Участники, обучающиеся в 10-11-х классах, получают только приз «для всех».

Обращаем внимание участников, их родителей и организаторов конкурса, что в течение месяца результаты являются предварительными. Через месяц после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.

В который раз с сожалением отмечаем, что при предварительном изучении результатов конкурса «Инфомышка-2016» дисквалификационная комиссия выявила случаи нарушения правил игры как некоторыми участниками, так и организаторами конкурса. Имеют место случаи, когда результаты участников, имеющих абсолютные максимальные баллы и, соответственно, первые места в стране не подтверждаются подписями наблюдателей из других учреждений образования. Еще более неприятно, когда фальсифицируются подписи наблюдателей, которые на самом деле не присутствовали в учреждении во время проведения конкурса. Особенно страдает такими нарушениями начальная школа. Как пример таких нарушений, в одной из школ из 36 третьеклассников семеро ребят набрали по 120 баллов (максимум), четверо – по 115 и 113,75, что соответствует одной ошибке (напомним средний балл среди 3-х классов – 50,30). В то же время из 26 четвероклассников этой же школы, выполнявших то же самое задание, победитель имеет всего 72,50 балла, что соответствует хорошему результату в учреждениях, где организаторы и участники соблюдают правила игры. Комиссией принято решение о дисквалификации нескольких учреждений образования. Правление проинформирует районных организаторов-координаторов и руководителей учреждений образования обо всех таких случаях.

Благодарим наших коллег, организаторов и координаторов, которые провели конкурс без нарушения правил, создали для ребят обстановку честной игры и справедливых результатов, поддерживая и развивая тем самым интерес своих учеников к информатике.

Поздравляем всех ребят, принявших участие в игре-конкурсе "Инфомышка-2016". Поздравляем тех, кто в честном интеллектуальном соревновании показал хорошие и высокие результаты. Ну а тем, для кого наши задания слишком легкие, в скором будущем мы предложим проверить себя и на более сложных.

Как всегда, каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты, будут поощрены дополнительными призами.

Мы уже не можем представить себе жизнь без компьютера, без мобильного телефона, без интернета. Практически всё, что нас окружает, создано с применением информационных технологий. Желаем ребятам успехов в изучении информатики. Эти знания пригодятся вам независимо от того, какую профессию в будущем вы выберете.

uparrow