Эта статья является ответом на вопрос посетителей сайта, почему при неправильном ответе на вопросы заданий конкурсов участники игры штрафуются, а при отсутствии ответа на вопрос задания штрафа нет, и набранные баллы сохраняются. |
На сайт поступил вопрос от Андрея: «Почему при отсутствии ответа на задание не отнимаются баллы так же, как у тех, кто ответил неправильно. Ведь отсутствующий ответ на задание может свидетельствовать о незнании ответа на него». Вероятно, этот вопрос интересует и других участников конкурсов, их учителей и родителей.
Начнём с того, что правила конкурса разрабатывались не нами. Игра-конкурс "Кенгуру" - это международный проект, в котором сегодня участвуют около семи миллионов школьников из 60 стран, и все страны, присоединившиеся к этому проекту должны соблюдать единые правила. Проект был реализован в 1991 году Ассоциацией математиков Франции и Французской Академией наук. Организаторы проекта для разработки правил изучали опыт проведения различных математических конкурсов в разных странах мира, обобщали его, совершенствовали удачные идеи. Систему подсчёта баллов мы считаем одной из удачных находок авторов проекта.
Мы постоянно обращаем внимание наших читателей на то, что задания конкурса не предполагают его полного выполнения. За отведенное время справиться с заданием полностью под силу далеко не каждому участнику. Поэтому отсутствие ответа не обязательно является свидетельством того, что участник не справился с решением данной задачи. Возможно, эта задача успешно была бы решена, однако участник сосредоточился на других вопросах, а на решение этого не хватило отведённого времени. Но даже в случае незнания ответа на вопрос участник поступил честно и не стал обманывать себя и организаторов, пытаясь угадать правильный ответ. Наличие отметки в строке, соответствующей номеру вопроса, свидетельствует о том, что над этим вопросом задания участник трудился, но не справился, или же о попытке ответить наугад.
Задание для 5-11-х классов содержит 30 вопросов, три десятка по "3", "4" и "5" баллов соответственно за каждый правильный ответ и "0,75", "1" и "1,25" штрафных баллов за каждый неправильный ответ. Задание оценивается в 150 баллов, из которых 30 участники получают авансом. Каждый из вопросов имеет пять вариантов ответа и вероятность ответить наугад правильно – 1/5. Вероятность же выбрать ошибочный вариант ответа в четыре раза выше. Если не будет угадан ни один правильный ответ, участник будет оштрафован на 30 баллов. Такое тоже случается, хотя и редко из-за того, что в задании всегда есть несколько вопросов, на которые ребята осознанно дают правильные ответы. Так как на старте каждый участник 5-11-х классов авансом получает 30 баллов, то в случае выбора всех неверных вариантов ответов 30 баллов штрафа "съедят" 30 баллов, выданных авансом, и результат будет нулевым.
Стоит ли рисковать, пытаясь угадать правильный ответ, каждый для себя решает сам. Однако практика показывает, что в итоговых протоколах более высокие позиции занимают ребята, которые правильно решили часть задания, а на вопросы, которые оказались не под силу, или на их решение не осталось времени, они не стали отвечать наугад, оставив пустыми клетки для внесения ответа. Те же ребята, у которых заполнены все клетки, но несколько ответов ошибочные, из-за штрафов теряют часть заработанных баллов и занимают более низкие позиции в рейтинге.
Предположим, ребенок не знает ни одного правильного ответа и не хочет обманывать себя, учителя и родителей и сдает чистую карточку. В итоговом протоколе он будет иметь 30 баллов. За что? Мы считаем, что авторы проекта таким образом поощряют ребят за участие в игре-конкурсе и не только. Ответом на этот вопрос может быть следующий пример. В первые годы проведения конкурса в Беларуси в одну из минских школ приехало телевидение, и журналистка спросила одного мальчика, за что ему дали авансом 24 балла. Подумав немножко, он ответил: «За честность». На наш взгляд, ответил очень умно. Мы часто не задумываемся над тем, что порой обманываем самих себя себе же во вред. А иногда и не только себе.
Игра-конкурс "Кенгуру" - это замечательный проект, который дает ребятам возможность не только решать интересные задачи, соревноваться между собой, но затрагивает также вопросы воспитания и морали. К сожалению, итоги работы нашей дисквалификационной комиссии свидетельствуют о том, что не все это, к сожалению, пока понимают.
Надеемся, что ознакомившись с данной статьёй, участники будут более осознанно указывать варианты ответов, опираясь на свои знания, тем самым сохраняя заработанные баллы, а «баллы за честность» станут наградой и помогут приумножить заслуженный результат.