Подведены итоги конкурса "Зубрёнок-2015". Игра-конкурс по физике "Зубрёнок-2015" проводилась 22 января 2015 года. Всего в конкурсе приняли участие 36 411 учащихся из 2 091 учреждения образования Республики Беларусь. |
Количество участников игры-конкурса по физике по сравнению с "Зубрёнком-2014" уменьшилось на 2360. Наибольший интерес к одной из наук о природе проявили ребята, проживающие в Бресте и Брестской области. Распределение участников по регионам отражено на следующей диаграмме:
Конкурс «Зубрёнок -2015» проводился по пяти вариантам заданий: для 6-7-х, 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов. Наибольший интерес к предмету проявили учащиеся 7-х и 8-х классов. Распределение участников по параллелям следующее:
Напомним, что по правилам конкурса за каждый правильный ответ в зависимости от сложности вопроса участнику начисляются 3, 4 или 5 баллов. Неправильный ответ оценивается четвертью баллов, предусмотренных за данный вопрос, и засчитывается со знаком "минус", в то время как, не дав ответа, участник сохраняет уже набранные баллы. Уровень сложности вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. Ниже на диаграммах приведены данные о проценте участников, правильно ответивших на каждый из вопросов задания. Три уровня сложности, соответствующие 3, 4 и 5 баллам, для наглядности выделены различными цветами.
В задании для учащихся 6-7 классов вопрос №22 не оценивался. Организаторы конкурса признательны посетителю нашего сайта Никите за внимательное отношение к заданию. Он обнаружил отсутствие правильного варианта ответа в этой задаче и сообщил нам об этом. Из-за отсутствия варианта с правильным ответом вопрос №22 не оценивался, чтобы всех участников поставить в одинаковые условия.
Самым лёгким для участников, обучающихся в 6-7-х классах, оказался вопрос №2 о том, почему кофе после перемалывания в электрической кофемолке оказывается нагретым. На этот вопрос правильный ответ дали 79% ребят. А вот при решении задачи №28 участниками было допущено больше всего ошибок. Справиться с решением этой задачи удалось лишь 13% юных знатоков физики. Успешность выполнения задания для 6-7 классов отражена на диаграмме:
Посмотреть содержание заданий можно на страничке конкурса в разделе Примеры задач.
Данные о проценте правильных ответов на вопросы задания для учащихся 8-го класса:
Наиболее успешно восьмиклассники справились с выбором правильного ответа на вопрос №1 о нагревании покрышек колёс велосипеда после длительной езды. Правильный вариант ответа указали 93% участников. Хуже всего ребята справились с решением задачи №14 (14% правильных ответов).
Информация о выполнении задания учащимися 9-го класса:
Наибольшее количество правильных ответов (87%) в этом задании было дано участниками на вопрос №3 о нагревании пилы при длительном пилении. Задача №16 о пушках оказалась для девятиклассников самой сложной: правильные ответы на неё дали всего лишь 13% участников.
Анализ приведённых данных показывает, что школьники наиболее успешно справляются с теоретическими вопросами, а вот решения задач зачастую вызывают затруднения. Однако умение применять знания на практике — показатель их осознанности и прочности. Энрико Ферми утверждал: «Человек знает физику, если он умеет решать задачи». В задания для старшеклассников было включено большее количество расчетных задач, что отразилось на снижении показателей успешности их выполнения.
Данные о выполнении задания участниками – учащимися 10 класса:
Только при ответе на четыре вопроса задания десятиклассниками преодолён 50%-й рубеж. На самый лёгкий вопрос №4 правильно ответили только 59% участников. Наименее успешно конкурсанты справились с задачей №18 (13% правильных ответов).
Диаграмма процента правильных ответов на вопросы задания учащимися 11 класса:
Задание оказалось достаточно сложным для участников. На диаграмме видно, что барьер в 25% и выше был преодолен участниками только при ответах на семь вопросов задания. Задачу №9, которая стала лидером по количеству правильных на неё ответов, смогли решить лишь 33% одиннадцатиклассников. С задачей №16 успешно справились только 10% конкурсантов. При решении этой задачи было допущено больше всего ошибок.
Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:
О чём говорит средний балл 35? Каждый участник перед началом работы над заданием получает авансом 30 баллов, которые у него сохранились бы при условии, что он не ответил бы ни на один вопрос задания. Каким же образом среднестатистический одиннадцатиклассник «зарабатывает» 5 дополнительных баллов? Для этого он отвечает правильно на семь вопросов и неверно на 23 (отмечает 23 клеточки с неверными вариантами ответов, которые в итоге «добавляют» ему минус 23 балла). Итак, 30 + 4 х 7 – 23 = 35. Если же участник не обманывает себя, не ставит крестики наугад и оставляет 23 клеточки пустыми, в итоге имеет 58 баллов и совсем другую позицию в протоколе. Арифметика эта очень проста и каждый участник, проделав такие несложные действия, мог бы узнать, сколько дополнительных баллов он мог бы иметь, не обманывая самого себя.
Каждый участник конкурса, его учитель, родители могут ознакомиться с выполненным заданием, проанализировать его. Увидеть ответы участника на каждый вопрос задания, правильные варианты ответов, промежуточные и окончательный результаты можно, воспользовавшись ссылкой в поле с фамилией и именем учащегося в итоговой таблице результатов (подробнее см. статью Как посмотреть результаты участия в конкурсе).
Обращаем внимание на важный момент организации и проведения конкурса – соблюдение правил всеми участниками и организаторами! Оргкомитет с сожалением отмечает, что по итогам работы дисквалификационной комиссии, как и раньше, обнаружены случаи нарушения правил игры-конкурса в отдельных учреждениях образования и отдельными участниками. В связи с имеющимися случаями нарушения правил игры считаем необходимым напомнить, что в игре-конкурсе соревнуются между собой только учащиеся. Итоги конкурса не подводятся по количеству победителей в учреждениях, отделах и управлениях образования, спорта и туризма. Дополнительные призы выделяются только внутри отдельно взятого отдела или управления образования, а количество их зависит прямопропорционально от количества участников в каждой параллели и не зависит от абсолютного количества баллов, набранных победителем в этой параллели. Никакого соревнования между учреждениями, отделами и управлениями образования и тем более между регионами не подводятся.
Оргкомитет поздравляет всех участников и организаторов конкурса "Зубрёнок-2015". Каждый участник получит приз «для всех». Учащиеся, показавшие лучшие результаты, будут поощрены дополнительными призами. Мы надеемся, что участие в конкурсе стало частью процесса обучения физике, поскольку решение разнообразных и интересных задач позволяет формировать и обогащать теоретические знания, развивать физическое мышление учащихся и их навыки применения знаний на практике. Тех, кому не удалось справиться с какими-либо задачами, мы просим не расстраиваться. Напомним, что объём и содержание задания не предполагают его полного выполнения. Предполагается, что после игры-конкурса учащийся вместе с учителем, родителями или самостоятельно продолжит работу над заданием.
Выражаем благодарность организаторам в отделах, управлениях и учреждениях образования, которые ответственно отнеслись к организации и проведению конкурса, за содействие развитию и поддержке интереса учащихся к физике.
Приятно отметить, что игра-конкурс по физике «Зубрёнок» приобрела популярность не только среди белорусских учащихся. Не первый год в конкурсе принимают участие российские школьники. В этом году изъявили желание проверить свои знания по физике и посоревноваться между собой 1463 учащихся из 32 учреждений образования, представляющих 18 регионов Российской Федерации. Наши коллеги организаторы и участники из России могут посмотреть результат своего участия в конкурсе и получить электронный вариант сертификата в личном кабинете на сайте belcontest.by.
Всем участникам игры-конкурса "Зубрёнок-2015" желаем успехов в изучении такой важной науки как физика. Надеемся, что участие ребят в «Зубрёнке» помогает им воспитывать в себе такие качества как трудолюбие, пытливость ума, смекалку, самостоятельность в суждениях, волю и характер, упорство в достижении поставленной цели.
Желаем всем достижения своих целей! Будем рады видеть Вас среди участников наших последующих игр.