Результаты конкурса "Белка-2022"

25.01.2023

Белка

Подведены итоги конкурса "Белка-2022". Игра-конкурс по химии проводилась 17 ноября 2022 года. Всего в соревновании приняло участие 15 130 учащихся из 1 451 учреждения образования Республики Беларусь.

Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных групп учащихся: 7, 8-9 и 10-11 классов. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:

Белка

На диаграммах ниже приведены данные о том, какой процент правильных ответов получен от участников на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов (3 балла, 4 балла и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по количеству участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов, на которые правильно ответили наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла.

Успешность выполнения задания для 7 класса отражена на следующей диаграмме:

Белка

Лучше всего самые юные химики справились с ответом на вопрос №9: 91% участников знают, что необходимо делать в первую очередь, если случайно разлили или рассыпали реактив.

Меньше всего правильных ответов (22%) семиклассники дали на вопрос №27 о количестве формул веществ, в которых железо проявляет валентность равную II. Эти формулы – FeO, FeS, Fe3O4. В химических соединениях железо может проявлять валентность II или III (очень редко бывает VI). Валентность железа в FeO определяем по валентности кислорода, а в FeS – по валентности серы II, которая совпадает с валентностью железа (валентности III у серы не бывает). В соединении Fe3O4 сумма валентностей четырёх атомов кислорода равна восьми, а значит у трёх атомов железа сумма валентностей должна быть тоже равна восьми. Нужно помнить, что валентность всегда выражается целым числом. А значит, один атом железа проявляет валентность II, а два атома железа проявляют валентность III. Формулу Fe3O4 иногда записывают как FeO·Fe2O3.

Успешность выполнения задания для 8-9-х классов учащимися 8 класса отражена на диаграмме ниже:

Белка

Успешность выполнения задания для 8-9-х классов учащимися 9 класса:

Белка

Не все вопросы оказались одинаково сложными для разных по возрасту участников. В разное количество баллов были оценены вопросы №№12, 13, 23 и 25. На три вопроса (№№2, 11 и 13) восьмиклассники ответили в процентном отношении лучше девятиклассников и на два вопроса (№10 и №24) процент правильных ответов у участников из двух параллелей одинаков.

Наибольшее количество правильных ответов (76% и 77% соответственно) было дано участниками на вопрос №3 об алюминии как о лёгком, дешёвом металле с высокой электропроводностью.

Наиболее сложной для участников из обеих параллелей (17% и 19% правильных ответов соответственно) оказалась задача №18, в которой нужно было определить массу воды, образовавшейся при взрыве смеси, состоящей из 5 г водорода и 5 г кислорода. Всем участникам из 8-9 классов известно уравнение химической реакции:

2H2 + O2 → 2H2O.

Это уравнение говорит нам о том, что две молекулы водорода вступают в химическую реакцию с одной молекулой кислорода, а в результате химической реакции образуются две молекулы воды. Чтобы оценить, вступят ли водород и кислород в химическую реакцию полностью, нам нужно узнать их химические количества. Для этого разделим массы этих газов на их молярные массы:

n(H2) = m(H2) : M(H2) = 5 г : 2 г/моль = 2,5 моль

n(O2) = m(O2) : M(O2) = 5 г : 32 г/моль = 0,156 моль

Так как по уравнению химической реакции для двух молекул водорода нужна одна молекула кислорода, то для 2,5 моль водорода понадобится 1,25 моль кислорода (тоже в два раза меньшее количество). Такого количества кислорода в смеси нет, а значит, водород полностью вступить в химическую реакцию не сможет.

Однако, для имеющегося количества кислорода (0,156 моль) понадобится лишь 0,312 моль водорода, а значит кислород прореагирует весь, а водород останется в избытке.

Из уравнения химической реакции видно, что химическое количество образующейся воды равно химическому количеству вступившего в реакцию водорода (перед формулами H2 и H2O стоят одинаковые коэффициенты –  2). Поэтому химическое количество воды равно 0,312 моль. Найдём массу воды, образовавшейся в ходе химической реакции, умножив количество на молярную массу:

m(H2O) = n(H2O) · M(H2O) = 0,312 моль · 18 г/моль ≈ 5,6 г.

Успешность выполнения задания для 10-11-х классов учащимися 10 класса:

Белка

Успешность выполнения задания для 10-11-х классов учащимися 11 класса:

Белка

В этом задании в разное количество баллов для учащихся 10 и 11 классов оценены вопросы №№5, 8, 13, 14, 17 и 19. Лишь на восемь вопросов из тридцати (№№5, 8, 14, 22, 24, 26, 27 и 30) учащиеся одиннадцатого класса ответили в процентном отношении лучше десятиклассников, ещё на четыре вопроса (№№12, 16, 21 и 28) процент правильных ответов одинаков.

Больше всего правильных ответов (80% и 75% соответственно) участники дали на вопрос №1 о составе кислородсодержащих органических веществ.

Наиболее сложным для этой возрастной категории участников стал вопрос №21 (по 15% правильных ответов) о частицах, которые находятся в концентрированном растворе уксусной кислоты. Уксусная кислота является слабым электролитом. Это значит, что только часть её молекул в растворе распадаются на ионы. С увеличением концентрации раствора степень диссоциации растворённого вещества уменьшается. Реакция диссоциации для слабых электролитов является обратимой:

CH3COOH = CH3COO + H+

Образующиеся при диссоциации катионы водорода соединяются с молекулами воды с образованием ионов гидроксония:

H+ + H2O → H3O+

Уровень сложности заданий в целом характеризует средний балл по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:

Белка

Обращаем внимание участников и организаторов конкурса, что в течение 15 дней представленные результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 15 дней после размещения на сайте результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.

Окончательные результаты зарегистрированные на сайте участники смогут добавить в свой личный кабинет.

Каждый участник игры-конкурса «Белка-2022» получит приз «для всех». 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования, будут поощрены дополнительными призами «за высокий результат».

Благодарим участников конкурса. Особую благодарность выражаем учителям, организаторам в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые организовали и провели для своих учащихся данный конкурс.

Желаем всем крепкого здоровья, бодрости, успехов в учебе и творчестве.

uparrow