Подведены итоги конкурса "Журавлик-2019". Игра-конкурс "Журавлик-2019" проводилась 12 декабря 2019 года. Всего в соревновании приняло участие 112 010 учащихся из 2 537 учреждений образования Республики Беларусь. |
В этом учебном году в игре-конкурсе по русскому языку и литературе «Журавлик» участвовали 112 010 учащихся. Распределение участников по регионам отражено на диаграмме:
Конкурсные задания были подготовлены для шести возрастных групп участников: для 2-го, 3-4-х, 5-6-х, 7-8-х, 9-го и 10-11-х классов. Проявили интерес и приняли участие в игре несколько учащихся 1-го класса. Распределение участников по параллелям следующее:
На диаграммах ниже приведены данные о том, каков процент правильных ответов получен от участников на каждый из вопросов задания. Уровни сложности вопросов (в 3, 4 и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что уровень сложности вопросов определяется после проверки всех работ по количеству участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов (8 для учащихся 2-4-х классов), на которые правильно ответило наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 (8) наиболее трудных по 5 баллов, остальные 10 (8) по 4 балла.
Задание для 2-го класса выполняли также и первоклассники. Успешность выполнения этого задания отражена на диаграмме:
Лучше всего первоклассники справились с ответом на вопрос №10. 85% ребят правильно ответили, что полезный совет чистить зубы, мыть руки, принимать душ дал герой сказки «Мойдодыр». Самым сложным оказался занимательный вопрос-шутка №23. Лишь 19% участников догадались, что для ответа на вопрос «Что колется в пельмене?» нужно увидеть, что в написании слова «пельмень» присутствует слово «ель». Большинство же отвечающих восприняли вопрос буквально, выбрав вариант ответа «ничего не колется».
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 3 класса:
Успешность выполнения задания для 3-4-х классов учащимися 4 класса:
Из диаграмм видно, что не все вопросы задания оказались одинаково сложными для участников из разных параллелей. Так, вопросы №№13, 18, 21, и 24 оценены для участников из разных параллелей в разное количество баллов. Максимальное количество правильных ответов (84%) третьеклассники дали на вопрос №22, узнав по описанию «Сказку о рыбаке и рыбке». Учащиеся параллели четвёртых классов наиболее успешно ответили на вопрос №4. 89% из них правильно указали по употребленным словам профессию человека. Самым сложным вопросом для всех участников оказался вопрос №9 (по 21% правильных ответов). Удивительно, но, так же как и у второклассников, у ребят, работавших над этим заданием, наибольшее затруднение вызвал шуточный вопрос-загадка на смекалку. Лишь пятая часть участников сообразили, что в написании слова «ступенька» присутствует слово «пень», который и «мешает идти Женьке». Большинство же отвечающих не поняли шутливого подтекста, истолковали вопрос текстуально и выбрали варианты ответов «ноги» или «нет варианта ответа».
Успешность выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 5 класса отражена на диаграмме ниже:
Успешность выполнения задания для 5-6-х классов учащимися 6 класса:
В этом задании также есть вопросы, которые оценены в разное количество баллов для пятиклассников и шестиклассников. Это вопросы №№4, 5, 6, 8, 18 и 20. Разными для пятиклассников и шестиклассников оказались и самый лёгкий, и самый сложный вопросы. Учащиеся пятой параллели наиболее успешно справились с вопросом №16 (83% правильных ответов), заменив словосочетание «время года» словом «сезон». Шестиклассники тоже очень хорошо справились с ответом на этот вопрос (85% правильных ответов), но наиболее удачно они ответили на вопрос № 29, узнав по цитате стихотворение А.С. Пушкина «Няне» (86% правильных ответов). Сразу несколько вопросов этого задания (№№12, 19, 25, 26, 30) оказались провальными для участников этой возрастной категории, правильно ответить на них смогли не более 20% учащихся. Для пятиклассников самым сложным стал вопрос №12 (8% правильных ответов). В отрывке из стихотворения необходимо было посчитать, сколько раз встречается звук [c]. Большинство участников посчитали количество букв «с», не учитывая, что буква может обозначать как мягкий, так и твёрдый звук. Напомним, что [c] – обозначение твёрдого звука, [c’] –мягкого, т.е. нужно было учесть только те буквы, которые использовались для записи твёрдых звуков [c]. Для учащихся шестого класса самым сложным стал вопрос №19 (9% правильных ответов). Напомним, что нужно было определить, каким способом образовано слово «чернорёбрые». Большинство отвечающих в качестве правильного варианта указали «сложение». Лишь немногие участники не поддались «коварству» авторов и не попались в ловушку, выбрав правильным вариант ответа «сложение с суффиксацией» (в образовании слова участвовал нулевой суффикс).
Статистика выполнения задания для 7-8-х классов учащимися 7 класса:
Успешность выполнения задания для 7-8-х классов учащимися 8 класса:
Вопрос №25 этого задания не оценивался из-за обнаружившихся различных толкований состава слов в российских и белорусских словарях и других источниках (учебниках, энциклопедиях и др.).
В этом задании также есть вопросы, представляющие неодинаковую степень сложности для участников из разных параллелей. Так в разное количество баллов оценены вопросы №№1, 13, 23 и 29. Наибольшее количество правильных ответов (по 86%) участники дали на вопрос задания №9, правильно продолжив пословицу «Чужую беду руками разведу, а к своей ‒ ума не приложу». Так же, как и в задании для 5-6-х классов, в этом задании было несколько «коварных» вопросов, с которыми участники справились не слишком удачно (менее 20% правильных ответов). Это вопросы №№2, 7, 19, 24, 26. Учащиеся седьмого класса меньше всего правильных ответов (13%) дали на вопрос №7: «Есть ли что-то общее у слов запятая, запинка, запинаться, препятствие?». Подавляющее большинство участников в качестве правильного указали вариант «слово запинка является однокоренным со словом запинаться». Ребята выбрали вариант, где указано общее только у двух слов из четырёх. Правильным же вариантом ответа на поставленный вопрос является «все эти слова относятся к историческим родственникам». Для восьмиклассников самым сложным стал вопрос №26 (14% правильных ответов). Нужно было найти пару, в которой одно из слов непосредственно образовано от другого. Большинство участников выбирали пару «выход – ход». Правильный вариант – «насмехаться – смех».
Диаграмма с процентами правильных ответов на вопросы задания для учащихся 9 класса:
Наиболее успешно девятиклассники отвечали на вопрос №5 (76% правильных ответов) о произведении А.С. Пушкина «Пиковая дама». Наименьшее количество правильных ответов (7%) получено на вопрос задания №23 о количестве согласованных и несогласованных определений в предложении.
Успешность выполнения задания для 10-11-х классов учащимися 10 класса отражена на диаграмме ниже:
Успешность выполнения задания для 10-11-х классов учащимися 11 класса:
И в этом задании не все вопросы оценены в одинаковое количество баллов для участников из обеих параллелей. Разными по степени сложности стали вопросы №№2, 18, 22 и 27. Самым простым для десятиклассников стал вопрос №7. 69% участников правильно установили соответствия между понятиями и их определениями. Одиннадцатиклассники больше всего правильных ответов (67%) дали на вопрос №1, узнав автора цитаты М.Ю. Лермонтова. Самым сложным для ребят стал вопрос №4 (12% и 14% правильных ответов соответственно), в котором нужно было указать, есть ли в предложенных вариантах ребус, в котором зашифровано поэтическое произведение А.С. Пушкина. Преобладающее большинство десятиклассников выбрали в качестве правильного вариант ответа Б) («Выстрел»), а значительная часть выпускников – вариант Г) («Метель»). Однако, данные произведения, входящие в цикл «Повести Белкина», являются прозой. Поэтическое произведение зашифровано в ребусе варианта В) – поэма «Полтава».
О сложности заданий в целом можно судить по среднему баллу по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:
Обращаем внимание участников и организаторов конкурса, что в течение 15 дней результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 15 дней после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.
После размещения окончательных результатов зарегистрированные на сайте участники смогут добавить в свой личный кабинет результат своего участия в игре-конкурсе.
Благодарим учителей, организаторов в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые добросовестно организовали и провели игру-конкурс.
Каждый участник конкурса «Журавлик-2019» получит приз «для всех». 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования, будут поощрены призами «за высокий результат».
Благодарим всех конкурсантов за проявленную активность. Никогда не останавливайтесь на достигнутом – расширяйте свой кругозор, читайте книги, посещайте факультативные занятия в школе, принимайте участие в различных интеллектуальных соревнованиях. Желаем удачи в процессе обучения и достижения высоких результатов!