Кенгуру Буслiк Зубренок Колосок Лингвистенок Журавлик Инфомышка Белка Глобусенок Синица Олимпионок Кентаврик Ориончик

Результаты конкурса «Глобусёнок-2019»

09.12.2019

Глобусёнок

Подведены итоги конкурса «Глобусёнок-2019» . Игра-конкурс по географии «Глобусёнок-2019» проводилась 16 октября 2019 года. Всего в соревновании приняло участие 25 165 учащихся из 1 956 учреждений образования Республики Беларусь.

В этом году в конкурсе «Глобусёнок» приняли участие 25 165 учащихся нашей страны. Следующая диаграмма отображает распределение участников по регионам:

Глобусёнок

Также в конкурсе приняли участие ученики нескольких школ Российской Федерации и Школы при Посольстве России в Дании.

Конкурсные задания были подготовлены для трёх возрастных категорий: 6-7-х, 8-9-х и 10-11-х классов. Попробовать свои силы в конкурсе решили и несколько пятиклассников и три четвероклассника. Количественный состав участников по возрастному принципу представлен на диаграмме:

Глобусёнок

На диаграммах ниже приведены данные о том, какой процент правильных ответов получен от участников на каждый из вопросов задания. Уровни сложности (3 балла, 4 балла и 5 баллов) для наглядности выделены различными цветами. Напомним, что сложность вопросов определяется после проверки всех работ по числу участников, ответивших на них правильно. 10 наиболее лёгких вопросов, на которые правильно ответили наибольшее количество участников, оцениваются по 3 балла, 10 наиболее трудных вопросов оцениваются по 5 баллов, остальные 10 вопросов оцениваются по 4 балла.

Успешность выполнения задания для 6-7-х классов учащимися 6 класса, а также четвероклассниками и пятиклассниками, пожелавшими проверить свои знания, отражена на следующей диаграмме:

Глобусёнок

Успешность выполнения задания для 6-7-х классов учащимися 7 класса:

Глобусёнок

Вопрос №28 этого задания не оценивался. Данный вопрос требует углубленного изучения географии и является сложным для учащихся 6-7 классов. Муссоны различают нетропические и тропические. Основная причина образования нетропических муссонов (в умеренных широтах) – неодинаковое нагревание материков и океанов и соответствующее изменение давления над ними (вариант ответа А). Основная причина образования тропических муссонов – неодинаковое нагревание северного и южного полушарий и смещение зоны пониженного давления над экватором в летнее полушарие (вариант ответа Б). Правильным ответом на данный вопрос является вариант Б. Однако, в связи с тем, что в учебниках по географии возникновение муссонов объясняется только неравномерным нагреванием суши и океана, авторы задания и оргкомитет пришли к решению не оценивать данный вопрос.

Как видно из диаграмм, вопросы №№18 и 27 этого задания оценены для участников из разных параллелей в разное количество баллов. Как и следовало ожидать, семиклассники более уверенно справились с заданием: лишь на вопрос №8 шестиклассники в процентном отношении ответили немного успешнее, а на вопросы №№19, 20 и 27 одинаково успешно со старшими товарищами. Наиболее лёгким вопросом для участников, работавших над этим заданием, стал вопрос №15. Международный символ вторичной переработки ресурсов правильно указали 84% шестиклассников и 85% семиклассников. Наиболее сложным в задании стал вопрос №23 о характерных признаках природы Австралии (13% и 16% правильных ответов соответственно). Большинство участников вместо варианта Б) (расположение складчато-глыбовых гор в восточной части) в качестве правильного выбрали вариант А) (преобладание саванн и редколесий). Отметим, что, действительно, в субэкваториальном и тропическом поясах Австралии значительные площади заняты саваннами и редколесьями, однако, вследствие расположения преимущественно в тропических широтах около 60 % площади материка охвачено пустынями и полупустынями (учебное пособие «География. Материки и океаны» 7 класс, §15, стр. 113).

Информация об успешности выполнения задания для 8-9-х классов учащимися 8 класса:

Глобусёнок

Успешность выполнения задания для 8-9-х классов учащимися 9 класса:

Глобусёнок

В этом задании в разное количество баллов для участников из разных параллелей оценены вопросы №№13 и 17. На вопросы №№5, 8, 10, 19, 25, 26, 27 и 28 учащиеся восьмого и девятого классов ответили одинаково успешно в процентном отношении, а на вопросы №№4, 11, 17 и 29 учащиеся 8 класса ответили даже более успешно в сравнении с девятиклассниками. Анализ диаграмм позволяет сделать вывод, что в целом задание было достаточно сложным: только на три вопроса (№№1, 2 и 8) правильный ответ смогли дать половина и более участников. Наибольшее количество правильных ответов (59%) участники, обучающиеся в 8 классе, дали на вопрос №8, указав, что из перечисленных объектов растительный и животный мир наиболее богат и разнообразен в Амазонской низменности. Учащиеся 9 класса наиболее успешно справились с вопросом задания №1. 69% участников этой параллели правильно ответили, что автором первого учебника «Географія Беларусі» является А.А. Смолич. Меньше всего правильных ответов участники дали на вопрос №26. Только по 16% участников из каждой параллели дали правильный ответ, что районом распространения субтропических пустынь является север Мексиканского нагорья. Большинство участников в качестве правильного ответа указывали вариант Западно-Австралийское плоскогорье, видимо, подзабыв материал, который изучался в 7 классе. Пустыни расположены в умеренном, субтропическом и тропическом климатических поясах. К тропическим пустыням относится пустыня Намиб (стр. 76 учебного пособия для 7 класса «География. Материки и океаны»), к умеренным – пустыня Кызылкум. На Западно-Австралийском плоскогорье формируются тропические пустыни и полупустыни (стр. 113 учебного пособия для 7 класса «География. Материки и океаны»), в Патагонии – умеренные полупустыни (стр. 163 учебного пособия для 7 класса «География. Материки и океаны»). Субтропические пустыни в Северной Америке занимают север Мексиканского нагорья (стр. 198 учебного пособия для 7 класса «География. Материки и океаны»).

Данные о выполнении задания для 10-11-х классов учащимися 10 класса:

Глобусёнок

Успешность выполнения этого же задания учащимися 11 класса:

Глобусёнок

Вопрос №21 этого задания не оценивался из-за наличия двух возможных правильных вариантов ответа, что противоречило бы правилам конкурса. Многие африканские страны на своих банкнотах поместили изображения представителей большой пятерки (слон, носорог, буйвол, лев и леопард). Некоторые страны посвятили этим животным даже серии банкнот. До недавнего времени все пять представителей большой африканской пятерки были представлены лишь на денежных купюрах ЮАР. Этот вариант ответа и предполагался в качестве правильного. Однако в 2018 году Танзания выпустила новую серию золотых купюр с изображением всех животных большой пятёрки. Таким образом, получилось, что среди предложенных вариантов ответа оказалось два правильных.

В разное количество баллов для участников из разных параллелей оценены вопросы №№11, 16, 23 и 25. Так же как и задание для 8-9 классов, это задание оказалось непростым для участников. Всего на четыре вопроса (№№4, 6, 8 и 12) было получено 50% и более правильных ответов. Больше всего правильных ответов получено на вопрос №4. 67% десятиклассников и 65% учащихся выпускного класса верно указали, что прибор, изображенный на рисунке, предназначен для обнаружения и регистрации сейсмических волн. Меньше всего правильных ответов (14% и 15% соответственно) зафиксировано на вопрос №30, в котором по описанию нужно было узнать остров Кадьяк.

О сложности заданий в целом можно судить по среднему баллу по стране. На следующей диаграмме указан средний балл для каждой параллели:

Глобусёнок

Обращаем внимание участников и организаторов конкурса, что в течение 15 дней результаты являются предварительными. В течение этого периода мы принимаем и рассматриваем ваши обращения и замечания. Через 15 дней после размещения на сайте предварительные результаты конкурса объявляются окончательными и никаким изменениям не подлежат.

После размещения окончательных результатов зарегистрированные на сайте участники смогут добавить в свой личный кабинет результат своего участия в игре-конкурсе.

Благодарим учителей, организаторов в учреждениях, отделах и управлениях образования, которые организовали и провели игру-конкурс.

Каждый участник конкурса «Глобусёнок-2019» получит приз «для всех». 20% учащихся, показавших лучшие результаты в своих учреждениях образования, будут поощрены призами «за высокий результат».

Желаем ребятам приятных открытий из различных областей географии, которые остались за страницами учебников, обычных изданий и справочников. Вместе с расширением знаний о природе Земли растет и количество непостижимых тайн и загадок, разрешить которые предстоит будущим поколениям.

Поделиться: