Председатель правления Г.В. Нехай отвечает на письма, обращения и заявления по вопросам дисквалификации участников конкурса «Инфомышка-2016». |
В Правление ассоциации поступило заявление от родителя одного из наших участников игры-конкурса «Инфомышка-2016», дисквалифицированного в соответствии с Положением о дисквалификации за совпадение ответов вместе со своей одноклассницей. Папа считает, что данный результат (0) и дисквалификация его сына за совпадение ответов являются нечестными, несправедливыми, наносящими психологическую травму и нравственные переживания ребенку. По заявлению папы причин для дисквалификации в данном случае не было, так как нарушения правил игры-конкурса не было и невыполнения требования инструкции и памяток не было. Папа считает, что дисквалификация является неправомочной и просит принять решение об отмене дисквалификации его сына и признать предварительный результат своего ребенка действительным. Папа воспользовался правом, которое предоставляет наше Положение о дисквалификации, в соответствии с которым участник или организатор конкурса в учреждении в течение месяца могут направить апелляцию на решение дисквалификационной комиссии.
К сожалению, подобные заявления и письма мы практически не получаем от самих участников наших конкурсов и очень редко от их организаторов. Нам кажется, что это было бы более правильно и логично. Ведь кто как не сами участники и те, кто находится рядом с ними во время работы над заданиями, лучше знают ситуации, которые возникают во время проведения конкурсов. Мы благодарны родителям, которые, обратившись к организаторам конкурсов в учреждениях и не получив там нужного ответа, затем обращаются к нам. Их просьбы и заявления помогают нам получить дополнительную информацию о том, как проходят конкурсы на местах, а организаторам в учреждениях помогают обратить внимание на те моменты, которым они не придавали значения до обращения родителей. В итоге качество организации и проведения конкурсов должно улучшаться.
Что же касается данного конкретного заявления, то мы благодарны его автору, во-первых, за то, что прежде чем обратиться к нам с заявлением, он обратился в учреждение, где обучаются его дети. Это, скажем прямо, редкий случай. Во-вторых, благодаря этому родителю создан прецедент дополнительного тестирования двух участников, с которым согласны три стороны. В-третьих, в заявлении папы есть такая фраза: ноль – это не результат, это несправедливость … . С этим мы тоже согласны. Участник набирает определенное количество баллов, а вот засчитать их или нет – это зависит от того, соблюдал ли он сам и организаторы в учреждении образования, где он учится, правила игры. На сайте, где дисквалифицированный участник смотрит свои промежуточные результаты, нельзя, на наш взгляд, писать: окончательный результат – 0. Правильнее записать: «результат не засчитан» (в итоговых протоколах – «дискв»). Мы внесем изменения в эту запись, а также в колонку протокола «сумма». Что же касается утверждения папы о том, что причин для дисквалификации не было, так как не было нарушения правил и требований инструкций и памяток, то это не совсем так. В сопроводительном листке к карточкам участников данного учреждения образования не было подписи наблюдателя из другого учреждения образования этого же района о том, что правила участниками и организаторами в данном учреждении были соблюдены. Поводом же для дисквалификации послужило не только совпадение всех ответов у двух учащихся, но также то, что в этом же классе первые два участника по протоколу, сделали четыре ошибки на одни и те же вопросы, причем на три из них – одинаковые. Нет объяснения и тому факту, что в прошлом году дисквалифицированные участники в седьмом классе набрали соответственно 63,00 и 59,00 баллов против 138,75 и 138,75 в конкурсе этого года. Мы допускаем, что могло иметь место случайное совпадение, и постараемся разобраться с этим случаем.
Заявление папы утвердило Правление в мысли о том, что в следующем году на общем собрании членов ассоциации надо обязательно обсудить проблему наблюдателей из других учреждений. Несоблюдение правил организаторами в учреждениях образования вызывает, например, такой закономерный вопрос: «можно ли засчитывать результаты трех учащихся 8 класса одной из столичных школ, участников конкурса «Инфомышка-2016», в котором приняли участие 5124 учащихся, которые набрали 150 (максимум), 147 и 145 баллов, заняв, соответственно, первое, второе и пятое места в республике, если в этой школе не было наблюдателя?». Интересный вопрос, если учесть, что ради таких талантливых детей и организатор конкурса в учреждении и руководство учреждения должны, как минимум, соблюсти правила игры, а организатор-координатор в управлении образования должен уделить особое внимание такому звездному учреждению. Эта школа, к счастью или к сожалению, дисквалифицирована по другим причинам, в том числе и за совпадение у нескольких участников одинаковых ответов. Жаль, но по вине взрослых в итоге страдают дети. Насколько это явление типично, говорит следующая статистика. В этой же параллели восьмых классов с одной и двумя ошибками в протоколе предварительных результатов есть 41 участник, 22 из которых представляют учреждения образования, в которых не было наблюдателей из других учреждений. Нам жаль, что по вине взрослых страдают дети, как те, кому сердобольные организаторы «помогают» иметь высокие результаты, так и те, кто честно соблюдает правила игры. Нам непонятно, почему некоторые участники и организаторы так неуважительно относятся друг к другу. Это неуважение проявляется в том, что поскольку итоги конкурсов подводятся внутри отдельно взятого отдела или управления образования, в каждом из которых дополнительные призы получают 20% участников, очень неприятно, когда одна школа-нарушитель лишает дополнительных призов всех остальных участников. Роль организаторов-координаторов – не допускать подобных нарушений в интересах большинства участников.
Возвратимся к заявлению папы. С этим случаем мы постараемся разобраться и восстановить справедливость, хотя из-за несоблюдения правил игры в самом учреждении сделать это будет намного сложнее.
Тема дисквалификации участников наших игр-конкурсов, а также отдельных параллелей и в целом учреждений образования – очень больная тема и для участников, и для организаторов всех уровней этих популярных интеллектуальных соревнований. Термин «дисквалификация» наиболее часто употребим по отношению к участникам спортивных соревнований, которые нарушают правила игры, или не выполняют требований судей или организаторов. Дисквалификация выражается в том, что результат участника или команды или не засчитывается, или они не допускаются на определенный срок для участия в дальнейших соревнованиях. В спорте это встречается довольно часто, особенно в таких видах как хоккей, футбол, гандбол, спортивное ориентирование и т. д..
Когда спортсмен нарушает правила сам, чаще всего, он это осознает и спокойно реагирует на решение судьи и принимает его. Хуже, когда дисквалификация происходит по вине тренера или руководства команды. Моральное состояние спортсменов во втором случае намного тяжелее.
По аналогии со спортом игры-конкурсы ОО «БА «Конкурс» проводятся по строго определенным правилам. Их организация и проведение построены на двух главных принципах: добровольность и честность. Первое означает, что никто никого не может заставить участвовать в конкурсах или их организовывать. Второе предполагает соблюдение правил игры, как участниками, так и организаторами. К сожалению, второй принцип нарушается иногда и самими участниками, и их организаторами, причем первые иногда и не догадываются о нарушениях вторых. Без жюри, без комиссий по проверке результатов, объективное подведение итогов конкурса возможно только при полном доверии участникам и организаторам. Это доверие участники конкурса подтверждают самостоятельной и честной работой над заданием, а организатор конкурса в учреждении и наблюдатель из другого учреждения этого же района, дети которого также участвуют в конкурсе, подтверждают наше доверие им своим добросовестным отношением к организации и проведению конкурса, а также своими подписями в сопроводительном листке к карточкам участников. Этим они гарантируют соблюдение правил и объективность итоговых результатов.
Что же происходит на самом деле?
Несмотря на то, что участие в играх-конкурсах добровольное, что играют и соревнуются между собой только дети, а итоги соревнований между учреждениями, отделами и управлениями образования, а также регионами не подводятся, количество нарушителей правил не уменьшается, несмотря на наши многократные просьбы и предупреждения.
О необъяснимых причинах этого явления говорят письма и телефонные звонки родителей, учителей, их визиты к нам в офис, а также анализ итогов работы дисквалификационной комиссии на протяжении трех лет. Папка с материалами комиссии с каждым годом становится все толще. Приведем еще несколько фактов по свежим следам недавно закончившейся игры-конкурса «Инфомышка-2016».
Тот, кто серьезно изучал задания наших конкурсов, понимает, что выполнить полностью некоторые из них за 75 минут даже хорошему ученику практически невозможно. Это подтверждают сами учителя, невысокий средний балл по стране участников, выполнявших одно и то же задание, относительно небольшое количество высоких результатов. Об этом нам говорят также результаты участия в наших играх-конкурсах лучших столичных учреждений образования, где проводят конкурсы сотрудники нашей ассоциации, об этом говорят результаты выполнения подобных заданий участниками ежегодной смены отличников в НДООЦ «Зубренок», об этом говорят результаты работы над этими заданиями победителей и призеров республиканских и международных олимпиад школьников. Мы не говорим, что выполнить эти задания, в которые по нашей просьбе авторы включают пятерку вопросов, на которые не всякий учитель сможет ответить, невозможно. Но таких участников не может быть много. И как же приходится удивляться, когда из нескольких тысяч участников в стране полностью выполняют задание несколько ребят одной школы и, как это иногда случается, ни наблюдателя, ни его подписи в сопроводительном листке к карточкам таких участников не обнаруживаются. Так, например, по предварительным итогам игры-конкурса «Инфомышка-2016», в которой приняли участие 38962 школьника, 67 участников выполнили задание полностью, но результат 24 из них не подтвержден подписью наблюдателя из другого учреждения. Из 67 абсолютных победителей 53 участника – учащиеся 3-х и 4-х классов, причем 16 из них представлены лишь двумя учреждениями образования.
О том, что нарушения правил при проведении игр-конкурсов имеют место, свидетельствуют также письма и звонки некоторых родителей. Приведем высказывания некоторые из них.
Евгений: ученицы не было на олимпиаде «Инфомышка-2016», но у нее первое место в республике. Нормально ли это?
Евгений, конечно, это ненормально. Как ненормально и то, что Вы не указываете где и с кем этот случай имел место. И еще. С олимпиадой наши игры-конкурсы не имеют ничего общего. Когда их называют олимпиадами, считаем, что их роль и значение сильно преувеличивают, что, возможно, и провоцирует нарушения, поскольку победы в олимпиадах предполагают льготы для участников. Участие в конкурсах и достижение хороших результатов участниками имеет целью развивать и поддерживать интерес мотивированных учащихся, то есть тех, кто проявляет интерес к какому-либо предмету.
Ольга: конкурс начался в 12.15. Организаторы подгоняли детей, требовали быстрее писать, а в 12.55 сказали, что через 5 минут звонок и нужно сдать до звонка. На каком основании? Почему кто-то пишет час пятнадцать, а кто-то 40-45 минут? Конечно, этот вопрос скорее к школе, а не к вам, тем не менее, хочется надеяться, что Ваша организация объяснит завучу или директору, или тому, кто дал команду освободить кабинеты до звонка, что так делать нельзя. Ольга в отличие от Евгения указала и школу, и свой адрес, но попросила не ссылаться на нее при обращении в школу (к сожалению, очень распространенное и, на наш взгляд, ненормальное явление).
Ольга, конечно, так делать нельзя, и мы постоянно говорим об этом и организаторам конкурсов, и администрации учреждений образования. Мы считаем также, что родители, заинтересованные в том, чтобы их дети участвовали в наших играх-конкурсах, и чтобы во время их проведения не было нарушений, могут помочь и своим детям, и учителям, и администрации учреждений образования организовать и провести эти конкурсы с соблюдением всех правил.
Наталья: очень уважаю ваши конкурсы. Мои дети всегда участвуют во многих ваших олимпиадах и никогда не оставались без призовой книги. В принципе меня всегда радуют баллы, а не места. И после «Инфомышки» меня заинтересовало, как выступают дети других школ нашего района. И каково было удивление, когда обнаружила суперкласс в одной из школ. Сначала подумала, может учитель очень сильный, а потом открыла результаты прошлого года у тех же детей, и количество их баллов оказалось в три раза меньше. И по другим предметам они тоже не блистали. Вполне возможно, что в школе появился новый учитель, который так увлек всех информатикой, и я ошибаюсь. Поэтому прошу, насколько возможно, проверить честность участия этой школы. И, пожалуйста, не афишируйте мою фамилию (мне еще долго учиться). Просто, если не высказать им хотя бы подозрения в нечестности, то в следующих конкурсах они будут вести себя также. Спасибо. Ответа не требую. С наилучшими пожеланиями. (Наталья указала и свой адрес, и школу).
Наталья, спасибо за добрые слова о наших конкурсах. Хотелось бы, чтобы с этими словами Вы обращались не к нам, а к организаторам конкурса в учреждении и в отделе образования. Мы, конечно, реагируем на такие письма, но то, о чем Вы нам сообщаете, к сожалению, имеет место не в одном учреждении и не в одном отделе образования. Это мы обнаруживаем сами, когда изучаем предварительные протоколы во время работы дисквалификационной комиссии. Случай этот, к сожалению, не такой уже и редкий.
Завершая анализ предварительных итогов игры-конкурса «Инфомышка-2016», знакомясь с реакцией на них, в первую очередь, родителей и отвечая на их просьбы и пожелания, выражаем надежду, что последующие конкурсы пройдут с соблюдением правил и доставят их участникам и организаторам только приятные эмоции.
Председатель правления Геннадий Нехай